Татьяна Анатольевна Карпова -воспитатель

«Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, через театрализованные игры»


«Театрализованная деятельность является

неисчерпаемым  источником развития чувств,

переживаний и эмоциональных открытий ребёнка,

приобщает его к духовному богатству. Постановка

сказки заставляет волноваться, сопереживать

персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания

создаются определённые отношения и моральные

оценки, просто сообщаемые и усваиваемые»

(В. А. Сухомлинский).

Театр! Как много значит он для детского сердца, с каким нетерпением ждут дети встречи с ним! Театр может все или почти все. Он творит чудеса: веселит, обучает, развивает творческие способности дошкольников, корректирует их поведение, способствует эмоциональному раскрытию, развивает речь, ораторские способности детей, придает уверенность в себе, помогает приобрести навык публичных выступлений.

Актуальность  моих исследований в том, что театрализованные игры являются благоприятной средой для творческого развития способностей детей, так как в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению.

Я обнаружила  проблему, волнующую меня и многих  родителей: у одних детей возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязанность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память, внимание и речь. Все это может дать театрализованная деятельность, ведь театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка.

Исходя из этого я сделала педагогическую диагностику детей своей группы и выявила: дети были не достаточно хорошо знакомы с произведениями художественной литературы, имели скудный словарный запас, у некоторых ребят отсутствовали навыки связной речи, дети не всегда строили  взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (проявляли агрессию).  Большинство детей с радостью принимали  роль, но не умели  активно пользоваться своей речью, движением, мимикой и пантомимой, мало импровизировали.  (приложение №1)

Цель, которую я ставила, занимаясь с детьми :  развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, через театрализованные игры.

Выполнять поставленную перед собой цель я считала возможным через решение следующих задач:

Разработать систему работы, направленную на развитие  творческих способностей через театрализованные игры.

Целесообразно организовать предметно - пространственную среду, где располагаются пособия для самостоятельной и совместной деятельности. В нём представить различные виды театров , декорации , костюмы, музыкальные инструменты.

Вызвать интерес у родителей к данной проблеме и привлечь к участию в организации  музыкально-театрального  центра в группе.

Обобщить опыт работы по данной теме.

Для решения задач я определила порядок работы. В первую очередь, для того чтобы систематизировать свою работу по данному направлению,(приложение №2) мной был составлен перспективный план по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, через театрализованные игры (приложение № 3) , с учётом интересов детей «Модель трёх вопросов» (приложение № 4) ,  где я учла возрастные особенности детей.

Вначале я изучила опыт работы педагогов по данной теме,  которые вносили что-то новое и интересное в театрализованную деятельность детей.  Артемова Л.В. ,Давыдов В.Г.  Доронова Т.Н. , Ермолаева М.В. Карпинская Н.С.

Так же продумала формы работы для эффективного достижения поставленной цели. Важное место уделила знакомству с  произведениями художественной литературы, рекомендованными для данной возрастной группы (это стихи диалоги, сказки , рассказы ) и играми-драматизациями.  Развитие свободного общения детей со взрослыми, развитие всех компонентов устной речи (лексической стороны, грамматического строя, произносительной стороны, связной речи: диалогической и монологической форм)

В своей работе особое значение придавала играм-драматизациям (приложение № 5 ).  В них дети объединялись общими переживаниями; они закрепляли навыки согласовывать свои действия, подчинять свои желания интересам коллектива. Дети не только воспроизводили образы любимых сказок, художественных произведений, но и вместе с ними радовались, волновались, проявляли свои эмоции.

Так же я уделяла внимание самостоятельной художественной деятельности детей, развивать умение  разыгрывать знакомые сказки, народные песенки, потешки, небольшие занимательные сценки, используя игрушки и плоскостные фигурки, пальчиковый театр. Все это помогало подготовить детей к активному участию в театрализованной деятельности, так же явилось хорошим средством повышения эмоционального тонуса малышей, развитию их общительности, стремлению принимать участие в общих затеях.

Для более успешного овладения театральным мастерством  в старшем дошкольном возрасте  формировала двигательные сценические навыки:

мимика и жесты, средствами которых можно передавать наиболее характерные черты персонажей;

Занимаясь с детьми  ритмопластикой , я предполагала  решение следующих задач:

- развитие двигательных способностей детей (ловкости, подвижности, гибкости, выносливости);  развитие пластической выразительности (ритмичности, музыкальности, быстроты реакции, координации движений)

-  развитие воображения (способность к пластической импровизации).

(приложение № 6)

Я считала, что для того чтобы добиться результатов в творческом развитии дошкольников, необходимо опираться на эмоциональный мир ребёнка, на его познавательный интерес. В связи с этим велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях. Стихотворный текст, как ритмически организованная речь, активизирующая весь организм детей, способствовало развитию их  голосовых  аппаратов. Для этого  подбирала  детские интересные стихи, которые бы находили эмоциональный отклик в детских сердцах. И поняла, что особенно полезно использовать диалогические стихи, которые очень нравятся детям. «Сорока и мышь», «Кто кого», «Разговор с пчелой», «Сорока и медведь», «Куда, Фома едешь». Из таких стихов  создавала целый мини — спектакль.  ( приложение № 7)

Развивала умение  детей произносить  одно и то же слово или фразу по-разному — грустно, сердито, удивлённо и т. д. Поощряла навыки ребят одновременно управлять своей мимикой, силой голоса и жестами.

О роле театрального искусства в развитии творческих способностей детей  известно давно. Поэтому работу по ознакомлению детей с театром я начинала с бесед, презентаций, целью которых была – сформировать на эмоциональном уровне представление о театре, как виде искусства. Эти презентации и беседы я назвала «Здравствуй театр», «Что такое театр?», «Как артисты готовятся к спектаклю». В процессе бесед предлагала детям обсудить такие вопросы: « Что делают в театре зрители? Кто участвует в спектакле? Кто распределяет роли между артистами? Как, вы узнаете, где и когда происходит действие? Кто шьет для артистов костюмы? Как нужно вести себя в театре? и т. д.  Эта работа помогла мне систематизировать знания детей о театре в соответствии с их возрастом.

Вместе с этим использовала ритмические игры и движения (умение сочетать движения рук и ног, соблюдать ритм).

Основу  моей работы составляли специально организованные формы двигательной деятельности:  элементы логоритмики (движения, которые сочетаются речевым сопровождением)  (приложение №8);

пальчиковая гимнастика (игры и упражнения для пальцев рук) – (приложение №9); артикуляционная гимнастика (приложение № 10). И артикуляционные сказки (приложение №11).  Развивать у детей чёткую ритмичность и координацию движений, воспитывать умение двигаться, одновременно вникая в музыку, осваивать движения и речевое сопровождение к ним помогали мне ритмические  упражнения – ритмопластика .

Так как наиболее доступным для детей дошкольного возраста видом театрализованной деятельности является кукольный театр, а основным персонажем кукольного театра является кукла, то  работу начинала со знакомства с куклой. Я показывала как она сделана, как можно управлять ею, т.е. процесс оживления персонажа. Затем с детьми обыгрывали небольшие диалоги персонажей. Показывала, как надо вести куклу на руке без ширмы, учитывая ритм, плавность, резкость движений. Дети с большим удовольствием смотрели кукольные спектакли в моём исполнении.

Продолжив работу , в соответствии со склонностями и интересами детей в вечернее время была организована  работа кружка- «Театральный салон». Планировалось, что результаты работы студии (ручного труда, изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности), в конечном итоге, объединятся в единый целостный продукт. Это  были репетиции, мини концерты-«Праздник разноцветных бантиков» , «Маленькая страна» ,спектакли  -«Бабушкин волшебный сундучок», «Алёнушка и лиса» и  праздник – «Кто с доброй сказкой входит в дом». к которым готовились участники  студии нашей группы. В таких общих мероприятиях каждый ребенок становился членом коллектива, объединенного единой целью.

Кружковую работу проводила с небольшой подгруппой детей, что обеспечивало индивидуальный подход к каждому ребенку. Причем каждый раз подгруппы  формировались по-разному, в зависимости от содержания занятий. Продолжительность кружковой деятельности длилась  по 30-40 мин. , но дети не уставали, и даже просили продолжить занятия.

Занятия  в кружке всегда начинались с переклички. Дети по очереди выходили на сцену и с гордостью называли свое имя и фамилию. Учились кланяться, вселяя уверенность в себе, учились не бояться говорить. Занятия строились на технике речи - чистоговорки, разминки языка, цоканье, упражнение на гласные и согласные звуки, дыхательные упражнения, скороговорки, разминки пальцев, жестикуляция.

Так как дети уже были знакомы с театром, театральными играми , у них уже были сформированы основные знания об истории театра, о правилах поведения в театре , навыки и умения по изготовлению различных декораций и театров. Ребята знали скороговорки, чистоговорки, стихи-диалоги, различные сказки, этюды и логоритмические упражнения.

Особенно детям нравились сказки на новый стихотворный лад это и Колобок , Маша и медведь , Теремок , Гриб-боровик ,  Кошкин дом. И все, кто видел спектакли, это дети разных групп, сотрудники детского сада и особенно родители - давали им положительную оценку.

По словам родителей, после занятий  театральной деятельностью , их дети стали более эмоциональны, более раскрепощенные и выразительные. Показывали свои сказки и детям младших групп, а однажды на тематическом празднике – «Весенние именины», в роли Скомороха играла мама одного ребенка, и ей самой это тоже очень понравилось. А как дети радовались аплодисментам, сколько в их глазах при этом было счастья! Особый интерес проявлялся, когда они сами играли свои роли и ждали новых репетиций.

Так как предметно-пространственная  среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности детей, в нашем музыкально-театральном центре созданы различные виды театра, чтобы каждый ребенок мог выбрать именно тот театр,  который ему наиболее близок и удобен:  настольный театр, пальчиковый, шагающий театр, театр шапочек, театр масок,  театр на ложках,  театр на магнитах, театр гапитной куклы,  бибабо,  перчаточный театр, театр на стаканчиках, куклы  марионетки.

Почти все виды театра сделаны совместно руками , детей , их родителей и моими .  Наш музыкально-театральный центр оснащен – ширмой для кукольного театра, театральными игрушками домиками, мебелью, деревьями и другими декорациями.

Пополнила в группе уголок ряженья , так как считаю его – необходимым атрибутом группы. Ребята смотрелись в зеркало и наряжались  в платочки, накидки, юбочки, шапочки, костюмы разных персонажей. Уголок ряженья мы с ребятами  наполняли в течение всего учебного года, постепенно внося новые атрибуты: бусы, шапочки, ленты, короны, атрибуты, элементы костюмов для сюжетно-ролевых игр.

Дети в восторге от нашего музыкально-театрального центра. Здесь есть музыкальные инструменты, которые доставляют детям много радостных минут, различные музыкальные дидактические игры. Кроме того, они развивали фонематический слух и чувство ритма у ребёнка.

Очень важно в работе  по формированию творческих способностей детей посредством театральных игр сделать своими союзниками родителей воспитанников. Работа с родителями проводилась в соответствии с перспективным планом (приложение №3).

Для привлечения внимания со стороны родителей к театрализованной деятельности в группе, готовила и проводила консультации: «Развитие  творческих способностей у детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности», «Жизнь… Игра …Театр». Представляла вниманию родителей презентацию  «Юные актеры» (как часть родительского собрания).  Провела семинар для родителей: "Театр в жизни детей", в ходе которого я определили основные направления в работе по театрализованной деятельности. Оформила  папку -  передвижку «Ты детям сказку расскажи», «Речевые игры по дороге домой». Оформила в приёмной  фотостенд «Юные актеры» , где разместила фотографии детей , занятых театральным творчеством, в костюмах, с декорациями. Составляла индивидуальные беседы с родителями по теме: «Как преодолеть застенчивость у детей ?». Оформила и представила вниманию родителей фотоальбом «Путешествие  в сказку». Проводила мастер- классы с желающими родителями по изготовлению разных видов театра: «Театр на ложках своими руками», « Вязанный пальчиковый театр». Родители были  очень отзывчивы, и приходили на помощь в любую минуту. Часто приносили интересную детскую литературу, заучивали стихи и слова для инсценировок. Читали и прослушивали консультации ,  активно участвовали в беседах, играх.

По итогам своей работы , в конце года, я провела педагогическую диагностику и выявила, что развитие творческих способностей детей возросло . Улучшились актерские способности, пластика, образность речи, познавательный интерес (см. приложение № 1 )

Работая по выбранному направлению, я  была замечена коллегами по работе. Обобщила опыт по данной теме  на педсовете в октябре 2015г. Провела мастер- класс по изготовлению различных видов театра  для педагогов нашего детского сада. «Театр своими руками».

- июнь 2013г,  Диплом в региональном этапе народного творчества «Салют Победы», посвящённого 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов , в номинации «Изобразительное и декоративно- прикладное творчество».

- сентябрь 2013г.  Грамота лауреата  областного фестиваля  творчества работников образования «Признание» за эффективную работу , высокую результативность, творчество , мастерство.

-декабрь 2013г.  Диплом  (3 место) во  Всероссийском конкурсе «Талантоха» в номинации «Декоративно-прикладное творчество», работа «Дед Мороз и Снегурочка».

- июнь 2014г.  Диплом участника выставки «Город мастеров» в рамках празднования Дня города.

-июль  2014 г. Благодарность от муниципального бюджетного учреждения  культуры и молодёжной политики Карасукского района Новосибирской области за участие  в выставке декоративно -  прикладного искусства «Матрёнин двор».

-август 2014г.  Диплом (3  место) во Всероссийском конкурсе «Талантоха». в номинации «Декоративно-прикладное творчество», работа ростовая кукла «Матрёшка».

- октябрь 2014г краткосрочное обучение в ГАОУ среднего профессионального образования НО «Карасукский педагогический колледж»  по теме:  «Психолого-педагогические основы организации образовательной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях в соответствии с ФГОС ДО ».

- ноябрь  2014г.  Прослушала курс по теме : «Программно  - методический комплекс :ПАРК  «Мозаичный - современный инструментарий в системе ДО».

- ноябрь 2014г. обобщила опыт по теме на педагогическом совете Д ОУ.

-февраль 2015г.  Диплом  (3  место) во Всероссийском конкурсе «Талантоха». в номинации «Костюм», работа  «Волшебные шапочки».

-октябрь 2015г. Диплом (2 место) во Всероссийском конкурсе «Талантоха». в номинации «Костюм», работа  шапочки «Бабушка», «Дедушка» для театрализованных игр.

-октябрь 2015г. Диплом (лауреат) во Всероссийском конкурсе «Талантоха». в номинации «Творческие работы и методические разработки педагогов», работа «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, через театрализованные игры».

-октябрь 2015г. Диплом (2 место) международного конкурса «Лучшая авторская статья», работа «Самоанализ».

-ноябрь 2015г.Диплом (1 место)в международном конкурсе «Актёрское мастерство педагогов и детей»

-февраль 2016г. Диплом (1 место) в международном конкурсе «Театр начинается с детства», фотография «Приходи к нам, тётя Жаба нашу детку покачать»

-март 2016г. Диплом (1 место) в международном конкурсе «Театр начинается с детства»,  фотография «Два жадных медвежонка»

Я не собираюсь останавливаться на достигнутых результатах, т.к. у меня есть цель – расширять свои знания в данном вопросе, ввести в работу новые методы и приёмы по развитию творческих способностей у детей  дошкольного возраста. Поэтому в  следующем учебном году планирую организовать театральный салон  «Весёлый балаганчик» где объединю детей , воспитателей и родителей из других групп. Такая организация театрализованной деятельности дошкольников не только создаст условия для развития творческих способностей, но и для приобретения новых знаний, умений и навыков, формирования выразительности речи, но и позволит ребенку вступать в контакты с детьми из других групп, с разными взрослыми.  Создастся микроклимат ,  в основе которого ляжет уважение к личности маленького человека, забота о нем, доверительные отношения между взрослыми и детьми.

 

 

 

14 ноября 2019 в 19:11

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.